По словам Александра Панина, начало специальной военной операции в 2022 году отразилось и на работе аппарата регионального государственного правозащитника. Так, в прошлом году от жителей области в адрес Уполномоченного поступило 1 566 обращений. Большая часть из них затрагивала тему СВО. Таких обращений было 16,6 % от общего количества. Сюда вошли вопросы, касающиеся мобилизации, розыска пленных мобилизованных, соцзащиты военнослужащих, безопасности, а также обращения от граждан, вынужденно покинувших территорию ДНР, ЛНР и Украины.
«В Белгородской области принимаются беспрецедентные меры для того, чтобы оперативно реагировать на все вопросы, связанные с проведением СВО. Признаюсь, что отрабатывать подобные обращения непросто, потому что с теми проблемами, которые озвучиваются, мы сталкиваемся впервые», – отметил Александр Панин. Он также подчеркнул, что некоторые вопросы, с которыми приходят граждане, не находятся в компетенции Уполномоченного, но в нынешней ситуации нельзя разделять, кто ими должен заниматься. Со слов омбудсмена, каждый, кто столкнулся с той или иной проблемой, должен максимально включиться в её решение. По этому принципу и строится сейчас работа аппарата Уполномоченного.
На втором месте (15,3%) находятся обращения, связанные с силовыми и судебными органами. Прежде всего, это жалобы на деятельность органов следствия и дознания в ходе предварительного расследования преступлений, действия правоохранителей и судебных приставов, а также обращения, касающиеся несоблюдения прав в местах лишения свободы, несогласия с судебными решениями и приговорами и нарушения судопроизводства.
Третье место (14,4%) занимают вопросы, затрагивающие жилищные права жителей области. Как отметил Уполномоченный по правам человека в регионе, благодаря успешному выполнению всех жилищных программ эта тематика теряет свою остроту.
«Сегодня благополучно решаются вопросы, касающиеся переселения жителей из аварийного домов, утепления фасадов МКД, предоставления жилья для детей-сирот, многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами. В связи с этим число обращений по этой тематике снижается», – пояснил омбудсмен.
Тем не менее, в адрес Уполномоченного всё же продолжают поступать обращения от белгородцев, затрагивающие проблемы ЖКХ и оплаты коммунальных услуг, неисполнение органами местного самоуправления обязательств по капремонту домов и другие.
Ещё одна тема, на которой акцентировал внимание в своём докладе Александр Панин, – медицина. По итогам 2022 года общее количество обращений в этой сфере тоже снизилось. Это говорит о целенаправленной работе по совершенствованию региональной системы здравоохранения.
«В 2022 году чрезвычайно возросла нагрузка на медиков. Наши врачи оказывали своевременную медицинскую помощь не только жителями региона, но и гражданам, прибывающим из Украины. Между тем в области по-прежнему сохраняется кадровый голод в медицинской среде», – сказал Уполномоченный.
Для решения этой проблемы Александр Панин предложил приравнять работу в органах здравоохранения к государственной службе и расширить возможности целевого обучения студентов-медиков.